Украинские художественные музеи. Пять главных вопросов

В рамках спецпроекта Zачем «Музейный элемент»

Проблемы развития любого общества через его молодое поколение носят постоянный и устойчивый характер, поэтому давно вызывают особый интерес социологов, психологов и, конечно, философов. В системе самореализации любого молодого поколения серьезную роль играют различные учреждения культурно-выставочного типа, в условиях украинских реалий актуальнее такое определение, как музей. Если говорить совсем сухо, то музей (в нашем случае — музей художественный) – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. И здесь никто нам не предлагает «удобное подчеркнуть», речь идет об активности всех направлений одновременно. Меня очень волнует изучение и сохранение объектов культурного наследия, но просветительская и популяризаторская деятельность меня волнует особенно. Не потому, что это два длинных и красивых слова, а потому, что функция сохранения минус популяризация и просвещение равняется – сизифов труд. Музей может и должен помогать обществу формулировать актуальные на текущий момент смыслы. Но надо отдавать себе отчет, что понятие «музей» на протяжении своей истории меняло и смысл, и форму, и мало что осталось от его первоначального значения.

 «Украинский художественный музей, кто ты?».

Общество и музейная институция

Что наиболее выгодно обществу получить от музея?

повышение образовательного уровня населения;

воспитание активной гражданской и социальной позиции, самореализация молодого поколения в личности;

объединение вокруг себя городской зоны, которая отражает историческое развитие и внутреннюю организацию города.

Конечно, роль человека в музейной сфере постоянно изменяется, и это влечёт за собой трансформацию содержания деятельности и направлений модернизации музея, как такового. И на формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию страны, города или региона, отталкиваясь от позиции предпочтений посетителя, сильно влияет (не поверите) система коммуникаций, которая встроена в современную социально-культурную деятельность (это был нудный, но важный абзац).

Сегодня Европа взяла курс на популяризацию музеев среди молодого поколения. Практически все галереи динамично представляют выставки, перформансы и мастер-классы. Кто такая Марина Абрамович, не знает только памятник 12-ому стулу на Дерибасовской.  Курс на евроинтеграцию Украина взяла еще в 2004 году. И за тринадцать лет мы многое преодолели на этих олимпийских играх, пережили и продолжаем бежать по стадиону с замысловатыми препятствиями, множество из которых создаем собственноручно. И достигли в этом больших высот.

Казалось бы, задача на сегодня предельно ясна – создание условий, в которых Украина приблизится к европейским стандартам. «Приблизится» и «создание». То есть мы не приблизились и ничего не создали? Чтобы вплотную приблизиться к чему-то, от чего-то нужно отдалится. Но нас, украинцев, и особенно одесситов, не возьмешь голой математикой. Мы знаем цену воображаемой статистики. Ряд музеев продолжает предоставлять недостоверные отчетные данные. И если вам в музее дают целую стопочку билетов, значит вас посчитают не как одного посетителя, а как 2-5-10.

Нас ждет Европейский Союз. Нас ждет Европейский Союз?

Финансирование культуры в Европе и в Украине существенно различается. Распределение финансов украинских музеев в основном приходится на зарплатную часть сотрудников и на оплату коммунальных услуг. Дополнительное финансирование, которое можно было получить от посетителей, поступает в небольших объемах. Причиной тому – низкий уровень посещаемости музеев. В европейских государствах финансирование культуры осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов из казны. Например, в Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Во Франции ежегодно заключаются трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Одним из наиболее распространенных и самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры является распределение субсидий через негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры и т.д).

Великобритания – страна бесплатных музеев

В стране со здравствующей королевой, Великобритании, согласно введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 тыс. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 тыс. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования введена в 1987 году во Франции. «Ого, — скажете вы, — это же не про нас». Согласна, не про нас. А почему?

Одним из показателей успешной музейной политики является уже упомянутая посещаемость. Ежегодно в музеи Украины (согласно все той же воображаемой статистике) приходят примерно 18 млн человек, в то время как в Великобритании 40,3 млн человек, в Канаде 59 млн, в Польше – 20,6 млн. Причинами такого низкого показателя является целый ряд проблем. Скудность экспозиций не последняя из этих проблем. Большой процент экспонатов мирно обитает в фондах, и мы с вами их никогда не увидим. Никто не забывает, что более половины украинских музеев находятся в плохом состоянии и требуют ремонта. Но давайте будем отвечать на главные вопросы честно. Невероятно весомой причиной низкого уровня посещаемости является старинный подход к организации деятельности музейного дела.

«Руками не трогать», «стой и терпи», «за Айвозовского не заплывать». Знакомые стимуляторы на пути к искусству и просвещению?

НАЖМИТЕ НА СТРЕЛКУ , чтобы читать далее

Загрузка...

Leave a Comment