Украинские художественные музеи. Пять главных вопросов

0














В рамках спецпроекта Zачем «Музейный элемент»

Проблемы развития любого общества через его молодое поколение носят постоянный и устойчивый характер, поэтому давно вызывают особый интерес социологов, психологов и, конечно, философов. В системе самореализации любого молодого поколения серьезную роль играют различные учреждения культурно-выставочного типа, в условиях украинских реалий актуальнее такое определение, как музей. Если говорить совсем сухо, то музей (в нашем случае — музей художественный) – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. И здесь никто нам не предлагает «удобное подчеркнуть», речь идет об активности всех направлений одновременно. Меня очень волнует изучение и сохранение объектов культурного наследия, но просветительская и популяризаторская деятельность меня волнует особенно. Не потому, что это два длинных и красивых слова, а потому, что функция сохранения минус популяризация и просвещение равняется – сизифов труд. Музей может и должен помогать обществу формулировать актуальные на текущий момент смыслы. Но надо отдавать себе отчет, что понятие «музей» на протяжении своей истории меняло и смысл, и форму, и мало что осталось от его первоначального значения.

 «Украинский художественный музей, кто ты?».

Общество и музейная институция

Что наиболее выгодно обществу получить от музея?

повышение образовательного уровня населения;

воспитание активной гражданской и социальной позиции, самореализация молодого поколения в личности;

объединение вокруг себя городской зоны, которая отражает историческое развитие и внутреннюю организацию города.

Конечно, роль человека в музейной сфере постоянно изменяется, и это влечёт за собой трансформацию содержания деятельности и направлений модернизации музея, как такового. И на формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию страны, города или региона, отталкиваясь от позиции предпочтений посетителя, сильно влияет (не поверите) система коммуникаций, которая встроена в современную социально-культурную деятельность (это был нудный, но важный абзац).

Сегодня Европа взяла курс на популяризацию музеев среди молодого поколения. Практически все галереи динамично представляют выставки, перформансы и мастер-классы. Кто такая Марина Абрамович, не знает только памятник 12-ому стулу на Дерибасовской.  Курс на евроинтеграцию Украина взяла еще в 2004 году. И за тринадцать лет мы многое преодолели на этих олимпийских играх, пережили и продолжаем бежать по стадиону с замысловатыми препятствиями, множество из которых создаем собственноручно. И достигли в этом больших высот.

Казалось бы, задача на сегодня предельно ясна – создание условий, в которых Украина приблизится к европейским стандартам. «Приблизится» и «создание». То есть мы не приблизились и ничего не создали? Чтобы вплотную приблизиться к чему-то, от чего-то нужно отдалится. Но нас, украинцев, и особенно одесситов, не возьмешь голой математикой. Мы знаем цену воображаемой статистики. Ряд музеев продолжает предоставлять недостоверные отчетные данные. И если вам в музее дают целую стопочку билетов, значит вас посчитают не как одного посетителя, а как 2-5-10.

Нас ждет Европейский Союз. Нас ждет Европейский Союз?

Финансирование культуры в Европе и в Украине существенно различается. Распределение финансов украинских музеев в основном приходится на зарплатную часть сотрудников и на оплату коммунальных услуг. Дополнительное финансирование, которое можно было получить от посетителей, поступает в небольших объемах. Причиной тому – низкий уровень посещаемости музеев. В европейских государствах финансирование культуры осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов из казны. Например, в Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Во Франции ежегодно заключаются трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Одним из наиболее распространенных и самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры является распределение субсидий через негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры и т.д).

Великобритания – страна бесплатных музеев

В стране со здравствующей королевой, Великобритании, согласно введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 тыс. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 тыс. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования введена в 1987 году во Франции. «Ого, — скажете вы, — это же не про нас». Согласна, не про нас. А почему?

Одним из показателей успешной музейной политики является уже упомянутая посещаемость. Ежегодно в музеи Украины (согласно все той же воображаемой статистике) приходят примерно 18 млн человек, в то время как в Великобритании 40,3 млн человек, в Канаде 59 млн, в Польше – 20,6 млн. Причинами такого низкого показателя является целый ряд проблем. Скудность экспозиций не последняя из этих проблем. Большой процент экспонатов мирно обитает в фондах, и мы с вами их никогда не увидим. Никто не забывает, что более половины украинских музеев находятся в плохом состоянии и требуют ремонта. Но давайте будем отвечать на главные вопросы честно. Невероятно весомой причиной низкого уровня посещаемости является старинный подход к организации деятельности музейного дела.

«Руками не трогать», «стой и терпи», «за Айвозовского не заплывать». Знакомые стимуляторы на пути к искусству и просвещению?

По опыту музеев Европы наши музеи должны привлекать посетителей разных возрастных групп, создавать специальные детские классы, где дети могли бы, к примеру, собственноручно создать инсталляцию, нарисовать картину. Небольшие кинозалы внутри музеев дают возможность узнать больше о них самих или же о каком-либо периоде истории. Кинозал – он же кинолекторий. Один из самых действенных способов привлечь посетителей и изменить подход к музею кардинально – тематические магазины и кафе. И всем это слишком давно известно, чтобы подвергать это знание сомнению. Вот в этом месте мы остановимся и присядем в мягкое кресло лаунж-зоны Лондонской Национальной галереи.

Лондонская Национальная галерея — знаковое место в мире искусства. Здесь хранится более 2300 картин, датируемых XIII-XIX веками, а по количеству посетителей галерея уступает только Лувру, Британскому музею и Метрополитен-музею. Вход в культурную сокровищницу Британии (внимание!) — свободный. За пять дней пребывания в Лондоне я посетила галерею три раза. И в следующее посещение столицы посещу еще трижды. Во-первых, за один раз такое количество предметов искусства просто не воспринимается. Происходит наложение, и впечатление смазывается. Во-вторых, с первого раза точно не понимаешь, сколько хочешь унести памятных предметов из сувенирного магазина. Который и является серьезным источником дохода музея, судя по очередям на кассах. В-третьих, после первого посещения в экспозиции точно появляется картина-фаворит или даже несколько, и ты идешь встретиться с ними еще раз. Опять же, через сувенирный магазин. Я везла из Лондона огромный плакат картины Дега, из-за которого чуть не убила в самолете женщину с баулом под видом ручной клади. Так же со мной улетел коллекционный набор открыток импрессионистов, сувенирная металлическая тарелка, сумка с принтом галереи, часы (как оказалось впоследствии – со швейцарским механизмом) и еще несколько предметов. В общей сложности я оставила в магазине галереи примерно 100 фунтов. И расставалась с ними с радостью и осознанием того, что эту сумму я могла бы заплатить за вход галерею.

Восемь причин посетить Лондонскую Национальную галерею

  • Во время визита в галерею у вас будет возможность наглядно проследить, как менялись тенденции в живописи на протяжении многих веков, все картины представлены в хронологической последовательности.
  • Национальная галерея предлагает массу дополнительных способов узнать нечто новое и интересное об искусстве: вы можете заказать персональную лекцию в галерее, приобрести аудиогид (с обширным выбором языков) или печатную брошюру. Также музей предлагает посмотреть видеолекции на youtube-канале.
  • Среди самых известных картин галереи — работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Клода Моне, Поля Сезанна, Пьера Ренуара, Анри Руссо, Ван Гога и многих других. Все они представлены под одной крышей Лондонской галереи, а увидеть шедевры мирового искусства может любой желающий совершенно бесплатно. Если времени на экскурсию у вас в обрез, то можно воспользоваться списком «30 лучших картин Лондонской Национальной галереи».
  • Лондонская Национальная галерея дает посетителям возможность не просто увидеть известные картины, но и приобщиться к их созданию. В музее регулярно проводят семинары и тренинги по технике рисования для всей семьи.
  • Помимо постоянных выставок, вниманию посетителей в галерее представляют также временные экспозиции. Кроме того, Лондонская галерея интересна не только ценителям живописи, но и почитателям живой музыки: здесь регулярно проходят выступления музыкантов.
  • Галерея предоставляет для посетителей и отличную лаунж-зону, где они могут расслабиться и подумать об искусстве. Здесь работают эспрессо-бар и кафе, где можно вкусно перекусить, а также ресторан с интерьером, как нельзя лучше соответствующим своему местоположению — со множеством картин на стенах и большими окнами.
  • Путешественники, которые предпочитают со всех известных мест уходить с сувенирами, и в Лондонской галерее найдут себе нечто по вкусу. В здании музея работает магазин: эксклюзивные картины, книги и предметы домашнего интерьера, на которые создателей вдохновили предметы мирового искусства.
  • Лондонская галерея играет значимую роль не только в мире живописи, но и в сфере кинематографа. Поклонники фильма «007. Координаты: «Скайфолл» или сериала «Шерлок» наверняка узнают Лондонскую галерею как локацию, где проходили съемки их любимых картин.


Украина не Великобритания

Можно ли примерять лондонское музейное лекало, например, на Одесский художественный музей? Нет, нельзя. Но шить себе костюм по образу и подобию придется, даже несмотря на то, что эти два колеса больших институций имеют слишком много различий и не могут сравниваться в масштабах.

Музеи Украины встали (встали?) на путь евроинтеграции, но на сегодняшний день так и не могут похвастаться нормальным уровнем организации и посещаемости по ряду причин. Большинство не использует свой потенциал и на треть по причине консервативности взглядов сотрудников, безынициативности, отсутствия заинтересованности и стимулов. 

Пять главных вопросов художественного музея

  • На что готов пойти украинский художественный музей для своего посетителя?
  • В каком направлении он двигается?
  • Что важнее: статистика или средства на реализацию будущих проектов?
  • Как работает внешняя и внутренняя музейная коммуникация?
  • Сколько причин посетить ваш музей в вашем списке?

 

Натисніть на стрілку що б перейти до наступної сторінки

Оставить комментарий